Активисты приморского регионального отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» уже несколько месяцев пишут жалобы в УФАС по поводу аукционов, проводимых краевым предприятием «Пластун-Авиа». Поводом стал очевидный факт: начиная с 2015 года все аукционы, связанные с техобслуживанием и авиационными работами на двух приморских санитарных вертолетах, выигрывает только одна компания — ООО «Гранат». Речь идет о десятках миллионов бюджетных средств.

Общественники обратили внимание на то, что чаще всего на контракты выходил единственный подрядчик. А когда на конкурс поступали заявки от других компаний, «Пластун-Авиа» находил причины перенести дату аукциона, либо условия конкурса внезапно менялись так, чтобы потенциальные участники не могли соответствовать критериям.

Напомним, санитарная авиация в Приморье зарождалась при губернаторе Миклушевском. Краевые власти приобрели два санитарных вертолета марки Eurocopter AS 350 BE, оснащенные самым современным оборудованием для осуществления контроля витальных функций и проведения интенсивной терапии пациентам на борту. Первых пациентов вертолеты санавиации в Приморье взяли в феврале 2016 года.

Характеристики у данного типа воздушных судов прекрасно подходят к работе на территории Приморского края. Они способны подниматься на высоту до 7 тысяч метров при кислородном обеспечении экипажа, развивать скорость свыше 240 км в час, к тому же, на одной заправке могут пролететь 3-4 часа, то есть с одного конца края на другой. Одно из главных преимуществ этих вертолетов — «лыжные» шасси, позволяющие сесть практически на любую площадку.

Данные вертолеты являются собственностью Приморского края, но закреплены за предприятием «Пластун-Авиа» на праве хозяйственного ведения. Именно оно выступает заказчиком аукционов на авиационные работы и техническое обслуживание, а проблемы с выбором эксплуатантов начались еще задолго до того, как сами вертолеты прибыли в Приморье. Осенью 2015-го губернатор Миклушевский отмечал, что все необходимые документы для эксплуатации воздушных судов уже получены, в том числе свидетельство о летной годности приобретенных вертолетов, однако после того, как власти провели конкурс, Антимонопольной службе пришлось оспаривать его результаты по жалобе одного из участников. Конкурс пришлось проводить повторно, из-за чего срок начала работы вертолетов санавиации сдвинулся на месяц.

Международная санитарная авиация

В результате, чтобы сделать процедуру выбора подрядчика максимально прозрачной и понятной, Миклушевский пообещал, что выбирать эксплуатанта вертолетов санавиации чиновники будут совместно с ОНФ. Интересно, что сегодня именно у ОНФ возникают резонные вопросы к этому самому конкурсу.

В частности, по данным ОНФ, с декабря 2015 года поставщиками услуг по санитарной авиации в Приморском крае лишь однажды стал не «Гранат». В январе 2016 года ООО «Уральская вертолетная компания» выиграла контракт на оказание услуг по содержанию и техническому обслуживанию санитарных вертолетов сроком на 10 месяцев за 55 млн рублей. Остальные девять конкурсов выиграло ООО «Гранат», общая стоимость контрактов — порядка 400 млн рублей.

До 2017 года «Пластун-Авиа» работало по 223-ФЗ, то есть заключало контракты у единственного поставщика без торгов. Но даже когда «Пластун-Авиа» перешло на закопки по 44-ФЗ, победителем все равно выходило все то же ООО «Гранат». Есть у ОНФ подозрения, что конкурсы проводятся так, чтобы иные компании просто не могли на них победить. В частности, по двум аукционам, первоначально назначенным на 30 ноября 2018 года, заказчик сначала несколько раз менял сроки окончания приема заявок, а проведение самих аукционов сдвигал — сначала на одну неделю, затем — на две. В итоге оба аукциона были отменены, а «Пластун-Авиа» объявило новые, с другими условиями и сроками выполнения контракта. Как посчитали в ОНФ, это было сделано с нарушением 44-ФЗ, регулирующим порядок госзакупок. По поводу отмены прежних и назначения новых аукционов ОНФ подал жалобу в УФАС.

15 февраля 2019 года комиссия приморского отделения УФАС вынесла решение о признании условий декабрьской закупки «Пластун-Авиа» соответствующими закону.

Директор «Пластун-Авиа» Виталий Юшин дал официальный письменный комментарий по поводу претензий ОНФ к организации аукционов на техобслуживание санитарных вертолетов. В нем говорится, что основной задачей действующего законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов при госзакупках, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько «выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования». Также Виталий Юшин официально заявил, что КГАУП «Пластун-Авиа» проводит закупки в целях организации эксплуатации вертолетов санавиации правомерно.

Вертолетная компания «Гранат», созданная 20 лет назад, является представителем в Дальневосточном регионе официального дилера в РФ компании Robinson Helicopter Company (США) и компании Uralhelicom. Ее профиль — все виды авиационных работ и техническое обслуживание вертолетов отечественного и зарубежного производства. На официальном сайте компании приводятся цифры: вертолетчики «Граната» к настоящему времени помогли доставить в больницы Приморья около 300 пострадавших и больных из разных точек края. Специалисты компании принимали участие в международных арктических экспедициях на вертолетах Ми-2 с базированием и выполнением полетов с палубы ледокола.

Комментирование закрыто.